Топливный элемент: функции и потенциал экономии

На рисунке изображен символ H2, обозначающий водород, который необходим для работы топливного элемента.

Топливный элемент - это система отопления, использующая функциональный принцип комбинированного производства тепла и электроэнергии. Это означает, что он генерирует как электроэнергию, так и тепло. Для производства электроэнергии и тепла топливный элемент нуждается в кислороде и водороде. Последний сначала получают из природного газа, а затем преобразуют или реформируют в самом топливном элементе. В качестве побочного продукта образуется вода.

Топливный элемент, используемый в стандартной комплектации

В качестве отопительного прибора топливный элемент многократно испытан и надежно работает. Только в Японии с 2009 года (по состоянию на 01/2015) различными производителями для стационарного применения было продано уже более 123 000 единиц. Котлы Viessmann на топливных элементах Vitovalor PT2 и Vitovalor PA2, специально разработанные и оптимизированные для отдельно стоящих и двухквартирных домов, работают с очень высоким общим КПД и предназначены для работы с оптимальной мощностью.

Однако топливные элементы также обеспечивают энергией транспортные средства и суда, а также электроснабжение в аэрокосмической промышленности. Другие области применения включают мобильные телефоны (батареи), управление дорожным движением, безопасность и наблюдение, ветроэнергетику и телекоммуникации. Кроме того, топливные элементы можно найти в секторе отдыха для обеспечения электроэнергией (например, в домах на колесах, парусных судах, домах отдыха и горных хижинах).

Зарядка электромобиля в домашних условиях: Как это работает

Узнайте все подробности! Практически каждый дом (новостройка или проект модернизации) может производить экологически чистую электроэнергию для семьи и электромобиля; с помощью топливного элемента, накопителя энергии, солнечных батарей и правильной технологии можно максимально сократить расходы на электричество и бензин. Андреас Чилвик, наш эксперт по системам электроснабжения и отопления, объясняет, как это работает и как это окупается.

Узнайте подробности! Практически каждый дом (новостройка или проект модернизации) может производить экологически чистую электроэнергию для семьи и электромобиля; с помощью солнечных батарей, топливных элементов и правильной технологии можно максимально сократить расходы на электричество и бензин. Андреас Чилвик, наш эксперт по системам электроснабжения и отопления, объясняет, как это работает и как это окупается.

Как работает топливный элемент?

Производство тепла и электроэнергии в топливном элементе основано на электрохимической реакции двух элементов - кислорода и водорода. Тип горения, который имеет место в обычных котлах, не происходит, поэтому этот процесс также называют холодным горением.

На рисунке показана схема химической реакции в топливном элементе.

Хотя водород в изобилии имеется в природе, он не встречается в форме, необходимой для холодного сжигания в Vitovalor. Поэтому он должен быть получен из природного газа в более раннем процессе. В зависимости от требований Vitovalor PT2 может работать на природном газе H, E, LL или биоприродном газе. Вспомогательный блок Vitovalor PA2 может работать на природном газе E и LL.

Подаваемый газ проходит через встроенный в установку риформер, где каталитический конвертер расщепляет его на водород в ходе двухступенчатой реакции. На первой стадии процесса конверсии образуется смесь водорода и монооксида углерода. На втором, последующем этапе очистки газа, окись углерода преобразуется в двуокись углерода. Затем следует холодное сжигание, в результате которого одновременно вырабатывается электричество и тепло.

Полученный таким образом водород поступает в модуль топливного элемента. Далее он расщепляется на аноде каталитическим преобразователем на положительные ионы и отрицательные электроны. Последние перемещаются от анода по электрическому проводнику к катоду, который вырабатывает постоянный ток. Встроенный инвертор преобразует его в переменный ток перед подачей в цепь питания. В то же время положительно заряженные ионы достигают катода, где вступают в реакцию с кислородом. Тепло, выделяемое при этой реакции, поглощается заполненными водой охлаждающими каналами топливного элемента и передается в теплообменник. Полученная таким образом тепловая энергия может быть использована для центрального отопления или ГВС. Кроме того, разделение положительно заряженных ионов и отрицательно заряженных электронов предотвращает взрывную кислородно-водородную реакцию.

В следующем видеоролике представлена информация о преимуществах Viessmann Vitovalor.

Более подробную информацию о том, как работает отопление на топливных элементах, вы можете найти на консультационном портале heizung.de.

Как работает топливный элемент в течение дня

В течение большей части дня электроэнергии, вырабатываемой системой отопления на топливных элементах, достаточно для удовлетворения спроса. Потребление электроэнергии из общественной сети происходит только в пиковое время. В свою очередь, излишки электроэнергии экспортируются в сеть в обмен на вознаграждение. Это делает пользователей отопительных систем на топливных элементах менее зависимыми от растущих цен на электроэнергию.

На рисунке показана работа системы отопления на топливных элементах Viessmann в утреннее время.

Первый пик спроса на электроэнергию и тепло приходится на утро: для освещения, приготовления завтрака и принятия душа. Топливный элемент вырабатывает тепло и электроэнергию для потребления на месте. Котел для пиковой нагрузки автоматически включается для получения дополнительного тепла (слева). В течение утра топливный элемент продолжает работать и покрывает базовую нагрузку - котел пиковой нагрузки отключается.

На рисунке показана работа системы отопления на топливных элементах Viessmann в полдень.

В полуденные часы также требуется больше энергии: например, для приготовления пищи или стирки. Котел с пиковой нагрузкой, в свою очередь, покрывает дополнительный спрос на тепло. Во второй половине дня потребление энергии снова снижается, и топливный элемент продолжает работать самостоятельно.

На рисунке показана работа системы отопления на топливных элементах Viessmann в вечернее время.

В вечерние часы часто требуется больше электроэнергии, чем вырабатывает топливный элемент. Тогда дополнительная энергия берется из общественной сети. Как только в доме становится тише поздним вечером, потребность в электроэнергии также значительно снижается. Избыток энергии от топливного элемента подается в сеть и оплачивается.

На рисунке показана работа системы отопления на топливных элементах Viessmann в ночное время.

Потребность в тепле и электроэнергии минимальна. Топливный элемент работает в базовом режиме. Система полностью покрывает энергетические потребности дома.

Vitovalor PT2 и Vitovalor PA2

С Vitovalor PT2, преемником Vitovalor 300-P, и Vitovalor PA2, вспомогательной установкой для дополнения существующей системы отопления, Viessmann предлагает два эффективных решения для производства электроэнергии и тепла в отдельно стоящих и двухквартирных домах.

Компактный отопительный прибор Vitovalor PT2 на топливных элементах

Vitovalor PT2 - это идеальный энергетический центр для современного отдельно стоящего дома. Система сочетает в себе производство тепла и электроэнергии на очень небольшой площади. Система отопления на топливных элементах обеспечивает значительно более высокий электрический КПД, чем при использовании современных решений комбинированной выработки тепла и электроэнергии (ТЭЦ). Это снижает количество отбираемого тепла и делает отопительное устройство на топливных элементах особенно подходящим для использования в проектах нового строительства и реконструкции.

На схеме показано системное представление отопительной системы Viessmann Vitovalor PT2 на топливных элементах.

Системная схема Vitovalor PT2

[1] Стандартный блок с модулем топливных элементов и газовым конденсационным котлом
[2] Башенный цилиндр
[3] Интерфейс связи
[4] Встроенный счетчик экспорта
[5] Маршрутизатор
[6] Внутренняя цепь питания
[7] Интернет
[8] Приложение ViCare
[9] Общественная сеть

Система отопления на топливных элементах Viessmann состоит из двух блоков, которые можно транспортировать по отдельности. Это позволяет быстро и легко установить систему даже в узких подвальных помещениях. В одном блоке находится баллон ГВС из нержавеющей стали емкостью 220 литров, а в другом - газовый конденсационный котел для покрытия пиковых нагрузок, блок управления с погодной компенсацией и большим цветным сенсорным экраном, а также модуль топливных элементов с риформингом, инвертором и блоком топливных элементов (серия из множества топливных элементов). Этот визуально целостный блок компактен и занимает площадь всего 0,72 квадратных метра.

На рисунке показано сечение изделия Viessmann Vitovalor PT2.
Сечение изделия Viessmann Vitovalor PT2

Vitovalor PA2 в качестве дополнения

Viessmann Vitovalor PA2 является идеальным дополнением к существующей системе. Это компактная система, состоящая из модуля топливных элементов, встроенного риформера, блока управления, гидравлической и сенсорной техники. В отличие от Vitovalor PT2, газовый конденсационный котел не интегрирован.

Газовый конденсационный котел в основном используется для покрытия тепла в периоды пиковой нагрузки. То есть, когда на улице очень холодно или когда требуется большое количество горячей воды в короткие сроки. Газовый конденсационный котел и модуль топливных элементов питаются через общий газопровод. Они также имеют общую систему дымохода, что делает установку такой же простой, как и для настенного газового конденсационного котла. Это относится к Vitovalor PA2, в частности, к Vitodens 200-W с 2011 года выпуска.

Сечение изделия Vitovalor PA2

На рисунке показано сечение изделия Viessmann Vitovalor PA2.

Насколько эффективна система отопления на топливных элементах Viessmann?

При выработке электроэнергии также производится тепло, которое на крупных традиционных электростанциях обычно теряется в виде неиспользуемого отработанного тепла. Системы отопления на топливных элементах, такие как Vitovalor, напротив, используют это отработанное тепло для центрального отопления и ГВС. Поэтому они имеют очень высокий уровень общей эффективности. Кроме того, отсутствуют потери при передаче энергии, так как энергия используется непосредственно на месте. Даже преобразование газа из горючего в водород происходит очень эффективно благодаря отсутствию промежуточных термомеханических этапов. Постоянная электрическая мощность модуля топливных элементов составляет 0,75 кВт. Таким образом, значительная часть потребности в электроэнергии может быть покрыта в любое время.

Vitovalor работает еще более эффективно в сочетании с системой накопления энергии Vitocharge. Она позволяет накапливать излишки энергии для периодов пиковой нагрузки, что значительно повышает независимость от поставщиков электроэнергии. В качестве альтернативы можно легко экспортировать избыточную энергию в общественную сеть. Встроенный энергоменеджер самообучается и поэтому оптимизирует уровень потребления электроэнергии на месте.

Проверенные и надежные: Технология топливных элементов от Viessmann и Panasonic

Для компании Viessmann было бы немыслимо внедрять инновации, не уделяя первостепенного внимания надежности и долговечности. Viessmann также полагается на проверенные технологии для систем отопления на топливных элементах. Именно поэтому они были разработаны в сотрудничестве с компанией Panasonic. Модуль топливных элементов Vitovalor поставляется японской компанией. Panasonic изготовил более 34 000 единиц в серийном производстве для японского рынка.

На фотографии изображены два мальчика, играющие перед Viessmann Vitovalor PT2.

Технологии топливных элементов в общих чертах

Электролит в топливном элементе PEM состоит из пластиковой мембраны, которая пропускает только протоны. Топливный элемент PEM несложен, поскольку он обходится кислородом, содержащимся в воздухе. Не требуется сложных процессов фильтрации и очистки. Топливный элемент PEM может использоваться в стационарных и мобильных установках. Благодаря низкой температуре системы, этот топливный элемент может работать очень гибко и часто включаться и выключаться.

DMFC является дальнейшим развитием PEM. Вместо водорода он работает на метаноле. Поскольку метанол можно хранить и транспортировать так же, как бензин, он подходит для использования в транспортных средствах, а также в портативных источниках питания и в качестве замены батарей.

Твердооксидный топливный элемент полностью состоит из твердых частиц. В качестве электролита используется керамика. Топливный элемент SO может работать на природном газе без сложной модернизации газа. Для SOFC характерны длительные фазы разогрева, а также длительное время работы, поскольку из-за высокой температуры они могут выдержать только несколько циклов "старт-стоп" в течение срока службы. Поэтому SOFC подходит для приложений, допускающих почти непрерывную работу.

АФК - один из старейших типов топливных элементов. Для очистки реакционных газов - водорода и кислорода - требуются значительные усилия. Первоначально он использовался в основном в космических полетах - но уже в начале 1970-х годов его производство было в значительной степени прекращено.

PAFC - это топливный элемент, разработанный для крупных теплоэлектростанций и электросетей. Топливный газ, необходимый для работы, получают из природного газа. Кислород поступает непосредственно из воздуха.

Карбонатный топливный элемент создает температуру 650 °C и позволяет оптимально использовать отходящее тепло. MCFC работает непосредственно на природном газе и атмосферном кислороде. В основном он используется на крупных электростанциях энергоснабжающих предприятий.

На рисунке изображены молекулы водорода.

Базовые знания: что такое водород?

Водород...

  • является источником энергии с самой высокой плотностью энергии по весу
  • химический элемент с символом
  • состоит из протона и электрона
  • имеет атомный номер 1 (он характеризует количество протонов в атомном ядре химического элемента - поэтому его также называют протонным числом)
  • является самым распространенным химическим элементом во Вселенной
  • не производит CO₂, поскольку H₂ не содержит углерода.

В следующем пояснительном видеоролике представлена информация о водороде как накопителе энергии будущего.

Водород почти не известен в нашей повседневной жизни. Напротив, о H₂ существуют предубеждения, основанные, в основном, на невежестве или ложной информации. Однако в качестве топлива он обладает многочисленными преимуществами.

Водород...

  • не самовоспламеняется
  • не разлагается (в отличие, например, от ацетилена)
  • не окисляется и поэтому не является ускорителем горения
  • не является токсичным, коррозийным или радиоактивным
  • не имеет запаха
  • не загрязняет воду
  • не наносит вреда ни природе, ни окружающей среде
  • не является канцерогенным
  • горит без остатка

В ближайшие годы водород будет играть все более важную роль как топливо в автомобильном транспорте и как накопитель энергии в энергоснабжении. Уже сегодня водород в значительной степени используется для питания топливных элементов в транспортных средствах. Например, в автобусах для местного общественного транспорта. До сих пор здесь не было никаких инцидентов. В конце концов, водород безопасен - он не взорвется сам по себе. Для этого необходимо наличие окислителя (например, воздуха или чистого кислорода) и источника воспламенения (предел воспламенения в воздухе: от 4 до 75 процентов по объему).

Сравнение с другими видами топлива

В отличие от бензина или сжиженного нефтяного газа, водород, как и метан, легче воздуха. Он имеет самую высокую плотность энергии среди всех видов топлива - 33,33 кВтч/кг (в зависимости от массы; метан: 13,9 кВтч/кг, бензин: 12 кВтч/кг) и одну из самых низких плотностей энергии - 3,0 кВтч/Нм3 (в зависимости от объема; метан: 9,97 кВтч/Нм3, бензин: 8800 кВтч/м3).